Главная / Культура / Война, концлагерь и Звягинцев. Кто представлял Россию на «Оскаре»

Война, концлагерь и Звягинцев. Кто представлял Россию на «Оскаре»

В этом году от России на «Оскар» отправится фильм Константина Хабенского «Собибор» — история восстания в нацистском лагере смерти в годы войны. АиФ.ru вспоминает, кто представлял нашу страну раньше.

По решению Российского оскаровского комитета нашу страну в номинации «лучший фильм на иностранном языке» премии Американской киноакадемии будет представлять картина Константина Хабенского «Собибор». Продюсер Александр Роднянский сообщил ТАСС, что лента выбрана большинством голосов. В комитет входят Владимир Меньшов, Николай Досталь, Дмитрий Месхиев, Сергей Сельянов, Евгений Гиндилис и другие.

«Собибор» — дебютный фильм Хабенского; в картине рассказывается история побега заключенных из этого лагеря смерти осенью 1943 года. Побег организовали советские военнопленные во главе с лейтенантом Александром Печерским (эту роль исполнил Хабенский); в других ролях снялись Кристофер Ламберт, Мария Кожевникова, Михалина Ольшанская, Гела Месхи. В российский прокат «Собибор» вышел в начале мая, ко Дню Победы, и заработал 312 млн рублей.

Фильм имеет все шансы пройти через сито длинного списка «иностранной» номинации «Оскара» (туда попадают все прошедшие отбор картины разных стран): история восстания в Собиборе хорошо знакома на Западе, а в 1987-м был снят британо-югославский фильм «Побег из Собибора», в котором Печерского сыграл Рутгер Хауэр. Напомним, что обычно в длинный список попадает около 80 фильмов со всего мира; в декабре будут названы девять фильмов шорт-листа, а 22 января 2019 года станут известны пять номинантов, из которых академики и выберут победителя. Церемония, на которой станет известен победитель в этой и всех других категориях «Оскара», состоится 24 февраля в Лос-Анджелесе. А пока АиФ.ru вспоминает, как российское кино покоряло Америку в последние годы.

«Русалка»

Оскар-2009, длинный список

Фильм Анны Меликян о необыкновенной девушке (Мария Шалаева), которая переезжает из провинциального города в столицу казался очевидным выбором. Он получил приз за режиссуру на американском кинофестивале «Сандэнс», был отмечен призом в параллельной программе Берлина. Но в итоге «Русалка» не прошел через отбор длинного списка; в том году победил японский фильм «Ушедшие».

«Палата № 6»

Оскар-2010, длинный список

Выбор фильм Карена Шахназарова и Александра Горновского по одноименной повести Чехова объяснить сложно; в тот год на попадание в оскаровскую номинацию от России претендовали, например, «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, «Поп» Владимира Хотиненко и «Стиляги» Валерия Тодоровского. Но победа в национальном отборе «Палаты» оказался неудачным — картина так и осталась в длинном списке; в том году на «Оскаре» приз взяла испанская «Тайна в его глазах».

«Палата № 6» Карена Шахназарова и Александра Горновского.

«Палата № 6» Карена Шахназарова и Александра Горновского.

«Край»

Оскар-2011, длинный список

С этой картины в выборе Российского оскаровского комитета началась длинная череда кино, связанного с войной. «Край», конечно, не совсем о войне — действие картины происходит в сентябре 1945-го на отдаленной станции в Сибири, но главный герой (Владимир Машков) — демобилизованный солдат. Выбор лент Учителя, в принципе, был встречен одобрительно (хотя сам «Край» критиковали сильно), а он сам позже попал в шорт-лист «Золотого глобуса». Но на «Оскаре» такого успеха добиться не удалось — все осталось на уровне длинного списка; победила тогда датская «Месть» Сюзанны Бир (она же победила и на «Золотом глобусе»).

«Утомлённые солнцем 2: Цитадель»

Оска-2012, длинный список

Единственный ощутимый успех российского кино на «Оскаре» связан как раз с Никитой Михалковым и его «Утомленными солнцем» — он получил этот приз в 1994-м, и после этого даже редкое попадание в пятерку номинантов («Кавказский пленник», «Вор», «12») уже считалось чуть ли не победой. Но продолжение «Утомленных…» не получило и доли тех восторгов, что выпали на долю оригинального фильма, и его выдвижение на «Оскар» вызвало нешуточный скандал, лицом которого стал председатель комитета — Владимир Меньшов, который посчитал, что есть более достойные кандидаты. Это правда — в тот год вышли, например, «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова. Но в итоге кинематографисты как-то смогли договориться промеж себя, Российский оскаровский комитет был переформатирован, а «Цитадель» все же отправилась на «Оскар», но дальше длинного списка не продвинулась.

«Белый тигр»

Оскар-2013, длинный список

Неудачи с «Цитаделью» и «Палатой № 6», а также новые члены, кажется, мало повлияли на предпочтения комитета. Следующим покорять американских академиков отправилась еще одна военная драма — мистический фильм Карена Шахназарова о советских танкистах и загадочном и неуязвимом немецком танке. Финал был немного предсказуем — картина осталась в длинном списке, а «Оскар» получил австрийская «Любовь» Михаэля Ханеке.

«Сталинград»

Оскар-2014, длинный список

Масштабная военная драма Фёдора Бондарчука — как раз свидетельства поисков Российского оскаровского комитета. Фильм снят в 3D, у него был кассовый успех, да и на Западе об этом эпизоде Великой Отечественной осведомлены хорошо. Но «иностранная» номинация все же на блокбастеры не рассчитана, поэтому «Сталинград» дальше длинного списка не продвинулся; победила в том году «Великая красота» итальянца Паоло Соррентино.

«Левиафан»

Оскар-2015, номинация

Поиски ключа к «Оскару» закономерно привели к следующему фильму Звягинцева — «Левиафану». Речь там шла о российской глубинке, но образ главного героя (Алексей Серебряков) был вдохновлен американским сварщиком Марвином Химейером, который в попытке отстоять свой дом собрал у себя в мастерской настоящий танк из трактора. «Левиафан» имел все шансы на победы — он выиграл «Золотой глобус», попал в пятерку номинантов «Оскара», но на последнем этапе проиграл польской «Иде» Павла Павликовского.

«Солнечный удар»

Оскар-2016, длинный список

Успех «Левиафана» заставил членом Российского оскаровского комитета немного расслабиться, так что в Америку был отправлен фильм Никиты Михалкова — дорогая и масштабная эпопея по произведениям и дневникам Ивана Бунина. Но чисто русские истории хорошо работали только в начале 90-х, американские киноакадемики давно требовали каких-то общечеловеческих ценностей. Так что «Солнечный удар» остался в длинном списке; в том году победил венгерский «Сын Саула» Ласло Немеша.

«Рай»

Оскар-2017, длинный список

Прошлогодний победитель — «Сын Саула» — рассказывал о заключенных концлагеря «Освенцим», так что выбор от нашей страны картины Андрея Кончаловского был, пожалуй, оправдан. Но Американская киноакадемия решила, что не могут два победителя подряд быть на одну тему, и «Рай» остался в длинном списке. А победил тогда иранский «Коммивояжёр» Асгара Фархади — который, кстати, как и «Сын Саула», получил призы на Каннском кинофестивале; впрочем, у «Рая» тоже были престижные премии — но из Венеции. «Собибор», кстати, наследует именно тенденции, заложенной «Раем» и «Сыном Саула» — ну и, частично, любовью российского комитета к военной тематике.

«Нелюбовь»

Оскар-2018, номинация

При этом единственный за последние десять лет успех на американских премиях сопутствовал только картина Андрея Звягинцева. У «Левиафана» не получилось, он остановился в полушаге от заветной награды. Более бытовой и приземленной «Нелюбви» тоже «Оскара» не досталось — тенденции в Американской киноакадемии в этом году были совсем другими; там думали о равноправии, о месте женщины в мире и других похожих проблемах. Но «Золотой глобус» «Нелюбовь» получила — и это определенно достижение: раньше эта награда российским кинематографистам не давалась категорически. Возможно, кстати, что выбор «Собибора» объясняется намного проще: в этом году у Звягинцева новых фильмов не выходило.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: