Главная / Экономика / Антироссийские санкции — малая цена за выгоды в долгосрочной перспективе?

Антироссийские санкции — малая цена за выгоды в долгосрочной перспективе?

Россия в последние годы демонстрирует устремления перекроить мир по новым лекалам и закрепить принцип разделения геополитических сфер влияния. Москва готова платить относительно высокую цену сейчас в обмен на внешнеполитические дивиденды в долгосрочной перспективе от подрыва существующего международного порядка. Именно эти соображения могут служить объяснением относительной малоэффективности западных антироссийских санкций. Позиция новоизбранного президента США по отношению к России особенно тревожна, так как она может подстегнуть Кремль к продолжению агрессивной политики на Украине и других странах «ближнего зарубежья». Реализация такого сценария будет означать не что иное, как демонтаж принципов верховенства международного права и подмену его «правом сильного» на международной арене.

Москва не только пытается силой удержать соседние страны в своей сфере влияния, стимулируя локальные сепаратизмы и способствуя экономической дестабилизации, но также демонстрирует готовность грубо нарушать фундаментальные принципы нерушимости международно признанных государственных границ, лежащие в основе существующего мирового порядка. Для этого Россия использует как экономическое давление (ограничение поставок энергоресурсов, торговые эмбарго), так и агрессию, направленную на подрыв территориальной целостности соседних государств, создание и поддержание в них очагов нестабильности в виде квазигосударственных сепаратистских образований сначала в Грузии, а позже на Украине, включая аннексию Крыма.

К сожалению, продолжающаяся санкционная политика Запада, инициированная в марте 2014 года в отношении Москвы, так и не смогла изменить российскую политику по отношению к Украине. Единственным достижением санкций стало присутствие Москвы за столом переговоров в Минске, что позволило снизить интенсивность вооруженных столкновений на украинском Донбассе. В то же время Россия по-прежнему продолжает оккупацию Крыма, и способствует продолжению конфликта малой интенсивности на востоке Украины посредством всесторонней военно-экономической поддержки двух квазигосударственных образований, так называемых Донецкой и Луганской народных республик.

КонтекстСанкции не переживут 2017 годОбозреватель25.01.2017Total остается в РоссииLe Monde25.01.2017Санкции как благо для армии РоссииForeign Policy24.01.2017Вернуться на российский рынок будет трудноKomora SNS17.01.2017Ценой санкций для России стали ощутимый отток капитала, стремительная девальвация российского рубля, ограничение доступа к западным технологиям и невозможность получать кредиты в западных банках для финансирования текущих задолженностей и инвестиций в экономику. Основные экономические издержки Россия несет в последние годы, прежде всего, из-за сравнительно низких цен на нефть, но здесь западные санкции являются серьезным отягощающим фактором, затрудняющим выход страны из рецессии и достижение экономического роста.

Уже на протяжении довольно длительного времени российские власти ищут всевозможные «обходные пути» для снятия санкций. В первую очередь Россия надеется найти возможности для налаживания двустороннего сотрудничества с западными популистскими, ультраправыми и консервативными силами. Администрация президента США Дональда Трампа может положить начало разрушению санкционной политики Запада. Рост влияния консервативных популистских сил в Европе, которые демонстрируют лояльность к России и поддерживают снятие антироссийских санкций, также может помочь Кремлю в этом направлении. Москва, по всей видимости, надеется добиться снятия санкций через работу с «дружественными режимами на Западе», не прибегая при этом к изменению своей агрессивной политики на Украине.

Москва также всячески пыталась изменить саму повестку международных переговоров с целью «разменять» вопрос сирийского урегулирования на украинский вопрос. Расчет был сделан на то, что, усугубляя положение жителей в самой Сирии, можно будет обострить для ЕС проблему наплыва беженцев с Ближнего Востока. Такой подход должен был усилить голос консервативных популистских сил в Европе.

При этом куда более важным выигрышем для Москвы в случае отмены санкций будет возможность нанести удар в самое ядро либеральных ценностей и принципов солидарности цивилизованного мира в противодействии странам-агрессорам. Налаживание «прагматичных» двусторонних отношений с США и приход условно лояльных к России политических элит во Франции и Германии фактически может расколоть трансатлантическое единство Запада в вопросе сохранения режима санкций. Отсутствие консолидированного подхода Запада в отношении России может в среднесрочной перспективе побудить Кремль к осуществлению дальнейших агрессивных шагов, прежде всего в так называемом постсоветском «ближнем зарубежье».

Избрание президентом США человека, намекающего на готовность в дальнейшем работать по принципу «разделения сфер влияния» на международной арене, воодушевляет Кремль, и показывает, что нынешняя стратегия России все же имеет неплохие шансы на успех. Более того, потенциальная готовность администрации Трампа ради «нормализации отношений с Россией» пойти на уступки или даже «сделку» в вопросе, лежащем в плоскости основополагающих принципов международного права, грозит продолжением агрессивных шагов Кремля на Украине и других постсоветских странах. В этой связи 2017 год во многом станет определяющим и показательным для будущего либеральных ценностей и принципов солидарности в вопросе защиты основ международного права. Он также продемонстрирует, в какой степени Кремлю удастся подменить международное право «правом сильного».

Руслан Кермач является политическим аналитиком Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: